Ваш ребенок боится? Значит, переживают и родители. Давайте разберемся в причинах и источниках детских страхов и поймем, стоит ли бояться этого явления? Может быть, те переживания, которые мы испытываем по этому поводу, являются лишь результатом нашего восприятия и не имеют под собой никакой реальной почвы для  опасений? В любом случае, нужно во всем разобраться, так как лишь обладая достаточным знанием, мы можем составить полноценную картину события.

В процессе роста и взросления со всем в этом мире ребенок сталкивается впервые. Весь мир ребенку незнаком, но ребенок не воспринимает его как враждебный. Наоборот, познавая новое и незнакомое окружение, ребенок реализует присущий ему исследовательский интерес.

Также и чувства, которые переживает ребенок, во всем их многообразии, являются новыми и эмоционально обогащают и развивают ребенка. Неотъемлемой частью и условием полноценного психоэмоционального развития и созревания личности является и способность испытывать чувство страха. Главное, чтобы страх не стал превалирующим  и неуправляемым чувством, которое может перерасти в патологическое состояние. Взрослым ведь тоже свойственно пугаться и бояться. Это нормально для людей. В большинстве своем страхи, которые испытывают взрослые, — рациональные: мы неутно чувствуем себя в темноте, пугаемся резких громких звуков, боимся высоты и глубины и т. п.

У детей же, помимо реальных страхов (страх одиночества, страх быть брошенным, страх потеряться), многие страхи не обусловлены определенными жизненными ситуациями, особенно в раннем возрасте.

Как правило, распространенные детские страхи раннего возраста, с которыми сталкиваются родители, имеют мало общего с реальной жизнью. Они — продукт детской фантазии и вымышленного мира, в котором ребенок в процессе своей игры проводит много времени, переживает эмоции и не разделяет его с реальным миром.

Основной период возникновения детских необоснованных страхов — с 3 до 7 лет. Это период активного психоэмоционального развития ребенка, активного знакомства с окружающим миром, с новым и неизвестным. Очень важно с ребенком разговаривать и проговаривать его состояния и эмоции, восприятия и, в том числе, страхи, если они у него появляются.

Например, если пятилетний ребенок говорит: “Я боюсь зомби”, то есть смысл ему объяснить, что их на самом деле не существует, что они являются вымыслом и продуктом  кинематографа. Но если вдруг, они и появятся, то вы, родители, сильные и могущественные, непременно защитите своего ребенка, так как ничего и никого не боитесь.

Если ребенок боится темноты, нельзя бороться с этим страхом, оставляя ребенка в темной комнате. Нужно обязательно включать в комнате ночник, настольную лампу или даже оставлять на ночь свет, если ребенок на этом настаивает. Со временем этот страх пройдет, если не пытаться заставлять ребенка силой его преодолевать.

Конечно, есть страхи, обусловленные определенной жизненной ситуацией. Например, если ребенка укусила собака, то он, скорее всего, будет бояться собак и избегать встреч с ними. И задача родителей или психолога здесь, проговорить эту ситуацию с ребенком , правильно все объяснить и постараться сделать так, чтобы у ребенка не сложилось стойкого страха перед собаками на всю жизнь. В такой ситуации важно научить ребенка осторожности и разумному поведению, умению оценить окружающую ситуацию и определить, откуда может исходить опасность. Если неподалеку есть собаки, ребенок должен понимать, что нельзя бежать, делать резкие движения, бросать палки и т.п. Может быть, даже лучше пойти другой дорогой, чтобы избежать неприятной встречи. Если родители сумеют объяснить ребенку основные правила разумного и осторожного поведения, то многих бед и страхов можно будет избежать.

В психологии выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде и считаются нормой. При нормальном развитии с течением времени они исчезают.

В возрасте до года страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, отсутствие мамы, новые люди, резкая смена обстановки.

До трех лет — к вышеназванным присоединяются: разлука с родителями, плохие сны, незнакомые люди, перемены в окружающей обстановке, проявления стихии – гром, молния, ливень.

С трех до шести лет — может появиться страх насекомых,  пауков, змей, сказочных персонажей, страх нападения бандитов, страх потери (потеряться или потерять родителей), страх одиночества, страх темноты. 

В школьном возрасте (примерно до 12 лет) — появляются страхи, связанные со школой, отсутствие принятия в школе, отсутствие любви и внимания со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх физического насилия; страх могут вызывать темные зловещие места (подвалы, темные закоулки, страх темноты), стихийные бедствия и катастрофы; страх уличения во лжи либо нежелательном поведении, критика со стороны взрослых; страх поражения; на уверенность в себе влияет восприятие и приятие собственной внешности и оценка собственной привлекательности.

В каком бы возрасте и какие бы страхи ни возникали у ребенка, нельзя их игнорировать. Необходимо обратить на них внимание и постараться помочь ребенку понять их и справиться с ними либо самостоятельно, либо обратиться за помощью к специалистам.

Детские страхи, на которые взрослые своевременно не обратили внимания, могут в результате привести к негативным последствиям, таким как проблемы в общении со сверстниками, трудности в социальной адаптации, неуверенность в себе, неврозы, комплексы, агрессивность, которые вследствие своей нерешенности могут остаться с ребенком и во взрослой жизни.

Если нет никакой патологической картины, страх не причиняет ребенку сильного беспокойства, бесспорно, родители могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Ведь они лучше всех знают своего ребенка, его интересы и склонности. Главное, быть внимательными и терпеливыми.

Существует ряд методов для выявления страхов.  Самое первое — нужно поговорить с ребенком, и в разговоре попытаться выяснить суть и причину его страха. Разговор нужно вести в непринужденной обстановке, чтобы он не понял вашего беспокойства, которое может напугать его еще больше. Можно беседовать сидя рядом во время игры, неторопливо задавая вопросы и реагируя спокойно, хвалить ребенка и говорить ему, какой он молодец. Ни в коем случае не следует принижать страх ребенка и игнорировать его. Можно попробовать переубедить его, рассказать о своем опыте, о том, чего Вы боялись в детстве и как перестали бояться.

Обсуждайте с ребенком его страх. Пусть он расскажет Вам о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.

Страх можно нарисовать. Некоторые психологи даже рекомендуют этот рисунок затем сжечь и объяснить ребенку, что вместе с бумагой и рисунком сгорает и исчезает и сам страх.

Еще один действенный способ — придумать сказку, в которой проговаривается страх. Сказка должна быть со счастливым концом и закончиться полной победой над страхом.

Ни в коем случае нельзя ругать и наказывать ребенка за то, что он чего-то боится, называть его “трусом”.

Постоянно уверяйте своего ребенка в том, что он в полной безопасности, тем более, когда рядом с ним его родители, которые самые сильные и всегда и от всего могут его защитить. Ребенку необходима такая уверенность в своей безопасности и защищенности.